Написание рецензии на стихотворение - процесс
индивидуальный. Тем не менее, есть несколько составляющих, которых стоит
придерживаться.
1. Техника написания.
- Здесь обратите внимание на рифмовку и ритмику. Что бы не говорили, стихотворение, в котором есть рифма - а тем более красивая, неожиданная - доставляет удовольствие и просто читателю, и рецензенту. Указывайте автору на слабые или избитые рифмы, на обилие глагольных рифм, чем грешат все начписы. Каждый случай такой рифмы не преступление, но если стихотворение состоит только из них - это плохо. Не стесняйтесь предлагать свои варианты рифмовки.
- Не менее важно прочесть произведение без запинки, на одном дыхании. Ритм - это база стихосложения, то, что отличает стихи от прозы. Начинающему рецензенту будет достаточно подсчитать количество слогов в рифмующихся строках. Более продвинутые будут оперировать стопами. Самые опытные рассмотрят строку - наиболее важную самостоятельную ритмическую единицу. Лучше всего действовать наглядно - привести схему стиха, то есть чередование ударных и безударных слогов. Если каждая строка будет разбита на слоги, сразу выявятся все огрехи. И снова: подскажите автору как переделать ту или иную строку. Часто использование инверсии решает проблему ритма. Однако, не стоит слишком увлекаться и этим приемом. Поскольку мы все здесь учимся, такой процесс принесет пользу и автору, и читателям. Указывайте автору на несовпадение ритмического ударения со словарным, если таковое имеет место.
2. Следующим важным условием хорошего произведения является язык стихотворения.
Применение автором литературных приемов, тропов, риторических и стилистических фигур обогащает его творение, заставляет читателя задуматься. Излишне говорить, что рецензент должен как минимум понимать эти термины. Определите, не использует ли автор стилизацию, и нет ли слов, выпадающих из оборотов речи, характерных для данного стиля.
Применение автором литературных приемов, тропов, риторических и стилистических фигур обогащает его творение, заставляет читателя задуматься. Излишне говорить, что рецензент должен как минимум понимать эти термины. Определите, не использует ли автор стилизацию, и нет ли слов, выпадающих из оборотов речи, характерных для данного стиля.
3.
Если рецензент чувствует себя достаточно уверенным в области
грамматики, пусть укажет на ошибки, хотя в случае пунктуационных
неточностей, и можно попасть впросак. Лучше всего позвать на помощь
стражей грамматики.
4. После того, как вы
"разобрались" с начинающим автором, отвлекитесь от всего, что наговорили
и постарайтесь определить, какую мысль автор хотел донести до читателя,
для чего было написано стихотворение. Посмотрите, соответствует ли его
смысл названию, соблюдается ли какой-либо логический ряд от начала и до
конца произведения - то, что в прозе называется сюжетом. Попытайтесь
найти сильные стороны стихотворения, увидеть индивидуальность автора,
сравнить, по возможности, его творчество с произведениями известных
поэтов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий